Тел/факс:+7(495)516-09-89
 
 
 

Главная > Аналитика >Статья 11


    24.10.05г.

Какие воздушные линии имеет сегодня Луганская область.

Взгляд постороннего.


1. Что такое Луганская область?


    В последние годы существования Советского Союза Донбасс был одним из самых густонаселенных районов страны. Луганская и Донецкая области были областями, образующими Донбасс (сюда относятся также некоторые северо-восточные районы Ростовской области, а также восточные районы Днепропетровской области).
     По мере индустриализации Донбасса, которая проходила в 30-х годах 20-го века, расширялась добыча угля, росло число шахт и шахтерских поселков вокруг них. Со всей страны в Донбасс приезжала молодежь, чтобы строить шахты и добывать уголь, который требовался стране для отопления и для выплавки металла. Разрастались поселки и города. Появлялись новые предприятия, заводы, учреждения, а также жилые дома. Для них надо было подавать электроэнергию. Поэтому за многие годы организация, ведающая выработкой и распределением электроэнергии в региона – «Донбассэнерго» построила очень разветвленную и сложную систему электрических сетей, куда входят ВЛ высокого, среднего и низкого напряжений.
      ВЛ среднего и низкого напряжений обслуживаются городскими и районными электрическими сетями.
      Луганская область сегодня это:
      - административный центр – город Луганск,
      - несколько районов с городами Алчевск, Беловодск, Белокуракино, Белолуцк, Краснодон, Красный Луч, Кременная, Лисичанск, Лозино-Александровка, Меловое, Новопсков, Сватово, Свердловск, Снежное, Старобельск, Стаханов, Троицкое,
      - сотни шахтерских поселков и сотни сел и хуторов.
     Во всех перечисленных населенных пунктах и между ними проложены и функционируют сотни и сотни километров воздушных линий среднего и низкого напряжений.
     Последние 15 лет Донбасс, ориентированный, в основном, на добычу угля, особо переживает экономический спад. Значительно упал объем добываемого угля, т.к. снизилась потребность в нем. Это привело к закрытию шахт в Луганской области. Так, например, только в Краснодонском районе за эти годы было закрыто 8 шахт. На оставшихся шахтах угля добывают меньше и, как результат:
     - снижение жизненной активности в селах, поселках и городах области;
     - закрытие школ, поликлиник и больниц, детских садов, клубов, столовых, магазинов и рынков;
     - появились перебои с подачей населению питьевой воды и электроэнергии;
     - стало сложнее для населения приобрести уголь для печного отопления;
     - из-за аварийного состояния теплосетей местами прекращена подача тепла в многоэтажные жилые дома и учреждения: поселковые советы, поликлиники, отделения почты и сберкассы.
     По-видимому, перечисленные выше факторы, да и многие другие, не позволяют энергетикам области получать достаточные средства, которые можно было бы направлять на поддержание технического состояния ВЛ на высоком уровне.

2. Состояние ВЛ в Луганской области.

     Нами в большей степени изучались в Луганской области ВЛ низкого напряжения, по ним и будет приведен ниже анализ.
     Что касается ВЛ среднего напряжения, то можно отметить лишь следующее:
     - в основном, эти линии находятся в удовлетворительном техническом состоянии (целые фарфоровые изоляторы, целые ж/б опоры, опоры четко пронумерованы краской, отсутствуют соприкосновения с деревьями и т.д.);
     - на ВЛ 6-10 кВ не обнаружено использование изолированных защищенных проводов;
     - подобные ВЛ, в основном, соединяют один населенный пункт с другим либо отдельные районы одного населенного пункта.

2.1. Магистральные ВЛ низкого напряжения.

     Заметная и преобладающая доля магистральных ВЛ (МВЛ) смонтирована на ж/б опорах прямоугольного сечения алюминиевым неизолированным проводом, закрепленным на фарфоровых изоляторах с крюками, и металлическим бандажом. Изредка встречаются ж/б опоры круглого и восьмигранного сечения, а также стеклянные изоляторы.
     Остальная часть МВЛ смонтирована на деревянных опорах алюминиевым неизолированным проводом фарфоровыми изоляторами и крюками, вкрученными в опоры. Иногда используется стальной оцинкованный провод.
      В общем, можно сказать: советская классика второй половины 20-го века, и нам не удалось здесь встретить ВЛ с СИП.
      По внешнему виду этих линий можно дать оценку их возраста от 20 до 40 лет. Об этом можно судить по таким факторам, как:
      - полусгнившая древесина опоры в месте контакта с землей;
      - глубокие трещины в деревянных опорах;
      - сильно проржавевшие стальные элементы крепления опор и изоляторов: скрученные хомуты из многовитковой стальной проволоки, отводы для заземления на опорах, крюки, бандажи из пластин, а также стягивающие болты с гайками;
      - сильно почерневшие алюминиевые провода, имеющие рыхлую поверхность;
      - фарфоровые изоляторы, частично почерневшие и частично окрашенные в светло-коричневый цвет ржавчиной от крюков;
      - местами покосившиеся опоры.
     Типичный случай: отклонение опоры от вертикали на угол примерно 5-10 градусов в направлении магистрали или в сторону линии ответвления под действием натяжения этих линий. Встретилась даже опора, нависшая над проезжей частью дороги с отклонением от вертикали на угол до 30 градусов.
      Нередко можно встретить неиспользование проектных возможностей смонтированных МВЛ, о чем свидетельствуют некоторые факты, зафиксированные нами на центральных улицах ряда районных городов:
      - в одном городе встретилась ВЛ с неработающими уличными светильниками и без единого провода с семью крюками без изоляторов на каждой опоре;
      - в другом городе есть ВЛ с неработающими уличными светильниками с отдельной парой проводов для них и с девятью голыми крюками на опоре.

2.2. Уличное освещение.

     В части уличного освещения в населенных пунктах Луганской области, видимо, есть смысл разделить все населенные пункты на 4 группы: областной центр – Луганск, города- районные центры, шахтерские поселки и села.
    Сразу скажем: нигде в области нам не попалось ни одной ВЛ с уличным освещением, где бы использовались СИП.
    В Луганске ночью улицы освещены достаточно хорошо. Особенно ярким освещением выделяются центральные улицы города. При этом заметная доля линий спрятана под землю, а на опорах установлены современные уличные светильники. В жилых районах города преобладает уличное освещение с ВЛ. Создалось впечатление, что все улицы города Луганска охвачены уличным освещением.
    В городах – районных центрах уличным освещением охвачены практически все улицы с использованием ВЛ, но на окраинах можно встретить улицы с неисправными светильниками (оторваны питающие провода, разбиты или отсутствуют лампы).
    В шахтерских поселках на центральных улицах можно встретить до десятка опор с работающими светильниками, остальные улицы (а их могут быть десятки) ночью погружаются во мрак. Днем практически на всех улицах поселка можно встретить остатки старых светильников (остатки былой роскоши).
    В селах Луганской области уличного освещения практически нет. Улицы ночью освещаются светом из окон жилых домов и редких ламп или светильников, установленных во дворах с частными строениями. Днем же на уличных опорах изредка встречаются старые неработающие светильники.

2.3. Домовые ответвления.

    Ответвления к домам от магистралей, или домовые ответвления, в Луганской области выполнены по традиционной технологии: неизолированный алюминиевый провод, фарфоровые изоляторы с крюками на опоре и на крыше дома, ж/б или деревянные опоры.
    Ответвления с использованием СИП нам не встретились.
    Следует отметить, что подавляющее большинство домов в городах, поселках и селах Луганской области – одноэтажные, и к каждому из них реализовано ответвление от магистральной ВЛ-0,4 кВ. Можно сказать, что в целом по области насчитываются многие и многие тысячи таких ответвлений, и многие из них выделяются либо своим техническим состоянием, либо реализацией:
    - используются разные сечения проводов (необязательно обоснованно – просто такой был под руками);
    - отсутствуют или имеются одна или несколько промежуточных опор;
    - используются деревянные или ж/б опоры как с подпорками, так и без них;
    - нередко встречаются подгнившие деревянные опоры;
    - в качестве подпорок для опоры можно встретить ж/б трубы и стальные рельсы;
    - фарфоровые изоляторы применяются различных типоразмеров;
    - опоры встречаются с разным углом наклона от вертикали.
    Бросается в глаза аварийное состояние ответвлений в поселках и селах. Так, встретилась деревянная опора, поверхность которой соприкасается с фазным неизолированным проводом. Очевидно в дождливую погоду здесь можно ожидать и потерю электроэнергии, и поражение током человека, прикоснувшегося к поверхности опоры.

2.4. Обслуживание ВЛ.

    Если ВЛ города Луганска и районных центров в целом находятся в достаточно хорошем техническом состоянии, то ВЛ поселков и сел выглядят неухоженными. Об этом свидетельствуют как выше упоминавшиеся факты (сильно покосившаяся опора, контакт фазного провода с поверхностью деревянной опоры, заброшенные уличные светильники, множество опор с отклонением от вертикали), так и другие:
    - вырванные из деревянной опоры крюки с изоляторами, повисшие на проводах и бьющиеся об опору под действием порывов ветра;
    - болтающиеся обрывки стальных проводов ответвлений для заземления на опоре;
    - сильно провисшие голые провода в пролете (иногда против их схлестывания к одному из них в качестве груза прикреплены либо кусок кирпича, либо какой-нибудь металлический предмет – достойный ответ Чемберлену с его «Торсадой»);
    - нередки случаи прохождения ВЛ через густо заросшее дерево. Обнаружены случаи, когда дерево выросло в основании опоры, вытянулось параллельно ей, ветвями уперлось в провода, и его высота значительно превышает высоту опоры. Удивительно, как на такой линии еще есть напряжение?
    - нумерация опор либо вообще отсутствует, либо видны нечитаемые остатки цифр, нанесенных когда-то на опоре краской .
    Все перечисленное выше говорит о том, что в поселках и селах энергетики либо вообще не бывают либо бывают, но ничего не делают для улучшения технического состояния ВЛ.
    Есть случаи вопиющего состояния ВЛ. Так, в одном из поселков по территории бывшего рынка (сегодня от него остались одни руины) проходит действующая автомобильная дорога, пересекаемая ВЛ-6 кВ. На одной из опор этой линии, стоящей рядом с дорогой, два фазных провода закреплены на горизонтальной траверсе, выполненной из теперь уже прогнившего и почерневшего от времени бревна. Эта траверса выскочила из основного узла крепления и с перекосом закреплена петлей из проволоки к крюку на вертикальной стойке опоры. Даже если эта ВЛ обесточена, есть большая вероятность отрыва траверсы от опоры.

3. Заключение.

   В результате изучения состояния ВЛ-0,4 кВ в Луганской области (Украина) можно сделать следующие выводы:
    В целом, техническое состояние ВЛ-0,4 кВ в Луганской области находится на низком техническом уровне. При этом характерно лучшее состояние ВЛ в областном центре и заметно более худшее в других городах области и совсем неудовлетворительное состояние ВЛ в шахтерских поселках и в селах области;
    Большая разветвленность распредсетей области и некоторые технические решения, принимавшиеся 20…40 лет назад при их строительстве (например, применение в больших объемах ж/б опор, а также – многожильных неизолированных алюминиевых проводов различных сечений), говорят о значительных объемах строительства распредсетей в области в предшествующие периоды.
    Ни на одной из воздушных линий Луганской области не удалось найти признаков применения более современной технологии с использованием самонесущих изолированных проводов (СИП).
    Низкий технический уровень на многих участках ВЛ в области говорит об отсутствии у энергокомпании области и у электрических сетей городов и районов области достаточных финансовых средств, необходимых для ремонта, реконструкции и строительства новых воздушных линий.
    P.S. Давая этот материал, мы хотели не просто показать, какое состояние ВЛ в Луганской области, а мы хотели понять, что собой представляет сетевое хозяйство региона, бывшего в СССР одним из наиболее густонаселенных и имевшего значительный промышленный потенциал. Мы хотели бы понять динамику изменения этого состояния и поделиться с участниками рынка и с потенциальными инвесторами своими выводами и впечатлениями об увиденном. Возможно, найдутся такие, кто скажет: а зачем нам изучать Украину, когда у нас в России своих хватает областей, где описанные вещи в сетях тоже не редкость? И возможно, они будут правы. Мы же воспользовались представившимся случаем: будучи в поездке по Донбассу, решили осмотреть тамошние воздушные линии. Уже потом подумали, что может быть, еще кому-то окажутся полезными наши наблюдения.

    Статья подготовлена  ЗАО НИЦ "Старинфо".

 
 
Тел/факс:+7(495)516-09-89
 
 
 
 
 
 
 
  Все права защищены. © ЗАО НИЦ "СТАРИНФО"  
 
    e-mail: