Какие воздушные линии имеет сегодня Луганская область.
Взгляд постороннего.
1. Что такое Луганская область?
В последние годы существования Советского Союза Донбасс был одним из самых густонаселенных
районов страны. Луганская и Донецкая области были областями, образующими Донбасс (сюда
относятся также некоторые северо-восточные районы Ростовской области, а также восточные районы
Днепропетровской области).
  По мере индустриализации Донбасса, которая проходила в 30-х годах 20-го
века, расширялась добыча угля, росло число шахт и шахтерских поселков вокруг них. Со всей
страны в Донбасс приезжала молодежь, чтобы строить шахты и добывать уголь, который требовался стране для отопления и
для выплавки металла. Разрастались поселки и города. Появлялись новые предприятия, заводы, учреждения, а также жилые
дома. Для них надо было подавать электроэнергию. Поэтому за многие годы организация, ведающая
выработкой и распределением электроэнергии в региона – «Донбассэнерго» построила очень разветвленную и
сложную систему электрических сетей, куда входят ВЛ высокого, среднего и низкого напряжений.
ВЛ среднего и низкого напряжений обслуживаются городскими и
районными электрическими сетями.
Луганская область сегодня это:
  - административный центр – город Луганск,
- несколько районов с городами Алчевск, Беловодск, Белокуракино,
Белолуцк, Краснодон, Красный Луч, Кременная, Лисичанск, Лозино-Александровка, Меловое, Новопсков, Сватово,
Свердловск, Снежное, Старобельск, Стаханов, Троицкое,
- сотни шахтерских поселков и сотни сел и хуторов.
Во всех перечисленных населенных пунктах и между ними проложены и
функционируют сотни и сотни километров воздушных линий среднего и низкого напряжений.
Последние 15 лет Донбасс, ориентированный, в основном, на добычу угля, особо
переживает экономический спад. Значительно упал объем добываемого угля, т.к. снизилась
потребность в нем. Это привело к закрытию шахт в Луганской области. Так, например, только в
Краснодонском районе за эти годы было закрыто 8 шахт. На оставшихся шахтах угля добывают меньше и, как
результат:
- снижение жизненной активности в селах, поселках и городах области;
- закрытие школ, поликлиник и больниц, детских садов, клубов,
столовых, магазинов и рынков;
- появились перебои с подачей населению питьевой воды и электроэнергии;
- стало сложнее для населения приобрести уголь для печного отопления;
- из-за аварийного состояния теплосетей местами прекращена подача тепла в
многоэтажные жилые дома и учреждения: поселковые советы, поликлиники, отделения почты и сберкассы.
По-видимому, перечисленные выше факторы, да и многие другие, не
позволяют энергетикам области получать достаточные средства, которые можно было бы направлять
на поддержание технического состояния ВЛ на высоком уровне.
2. Состояние ВЛ в Луганской области.
Нами в большей степени изучались в Луганской области ВЛ низкого
напряжения, по ним и будет приведен ниже анализ.
Что касается ВЛ среднего напряжения, то можно отметить лишь следующее:
  - в основном, эти линии находятся в удовлетворительном техническом
состоянии (целые фарфоровые изоляторы, целые ж/б опоры, опоры четко пронумерованы краской, отсутствуют
соприкосновения с деревьями и т.д.);
- на ВЛ 6-10 кВ не обнаружено использование изолированных защищенных проводов;
- подобные ВЛ, в основном, соединяют один населенный пункт с другим либо
отдельные районы одного населенного пункта.
2.1. Магистральные ВЛ низкого напряжения.
Заметная и преобладающая доля магистральных ВЛ (МВЛ) смонтирована на ж/б опорах
прямоугольного сечения алюминиевым неизолированным проводом, закрепленным на фарфоровых изоляторах с крюками, и
металлическим бандажом. Изредка встречаются ж/б опоры круглого и восьмигранного сечения, а также
стеклянные изоляторы.
Остальная часть МВЛ смонтирована на деревянных опорах алюминиевым неизолированным
проводом фарфоровыми изоляторами и крюками, вкрученными в опоры. Иногда используется стальной
оцинкованный провод.
В общем, можно сказать: советская классика второй
половины 20-го века, и нам не удалось здесь встретить ВЛ с СИП.
По внешнему виду этих линий можно дать оценку их возраста от 20
до 40 лет. Об этом можно судить по таким факторам, как:
- полусгнившая древесина опоры в месте контакта с землей;
- глубокие трещины в деревянных опорах;
- сильно проржавевшие стальные элементы крепления опор и изоляторов:
скрученные хомуты из многовитковой стальной проволоки, отводы для заземления на опорах,
крюки, бандажи из пластин, а также стягивающие болты с гайками;
- сильно почерневшие алюминиевые провода, имеющие рыхлую поверхность;
- фарфоровые изоляторы, частично почерневшие и частично окрашенные в светло-коричневый
цвет ржавчиной от крюков;
- местами покосившиеся опоры.
  Типичный случай: отклонение опоры от вертикали на угол примерно 5-10 градусов в
направлении магистрали или в сторону линии ответвления под действием натяжения этих линий.
Встретилась даже опора, нависшая над проезжей частью дороги с отклонением от вертикали на угол
до 30 градусов.
Нередко можно встретить неиспользование проектных возможностей смонтированных
МВЛ, о чем свидетельствуют некоторые факты, зафиксированные нами на центральных улицах ряда
районных городов:
- в одном городе встретилась ВЛ с неработающими уличными
светильниками и без единого провода с семью крюками без изоляторов на каждой опоре;
- в другом городе есть ВЛ с неработающими уличными
светильниками с отдельной парой проводов для них и с девятью голыми крюками на опоре.
2.2. Уличное освещение.
В части уличного освещения в населенных пунктах Луганской
области, видимо, есть смысл разделить все населенные пункты на 4 группы: областной центр
– Луганск, города- районные центры, шахтерские поселки и села.
Сразу скажем: нигде в области нам не попалось ни одной ВЛ с
уличным освещением, где бы использовались СИП.
В Луганске ночью улицы освещены достаточно хорошо.
Особенно ярким освещением выделяются центральные улицы города. При этом заметная доля
линий спрятана под землю, а на опорах установлены современные уличные светильники. В жилых
районах города преобладает уличное освещение с ВЛ. Создалось впечатление, что все улицы города
Луганска охвачены уличным освещением.
В городах – районных центрах уличным освещением охвачены
практически все улицы с использованием ВЛ, но на окраинах можно встретить улицы с
неисправными светильниками (оторваны питающие провода, разбиты или отсутствуют лампы).
В шахтерских поселках на центральных улицах можно встретить до десятка
опор с работающими светильниками, остальные улицы (а их могут быть десятки) ночью погружаются во мрак.
Днем практически на всех улицах поселка можно встретить остатки старых светильников (остатки былой
роскоши).
В селах Луганской области уличного освещения практически
нет. Улицы ночью освещаются светом из окон жилых домов и редких ламп или светильников,
установленных во дворах с частными строениями. Днем же на уличных
опорах изредка встречаются старые неработающие светильники.
2.3. Домовые ответвления.
Ответвления к домам от магистралей, или домовые ответвления, в Луганской области
выполнены по традиционной технологии: неизолированный алюминиевый провод, фарфоровые
изоляторы с крюками на опоре и на крыше дома, ж/б или деревянные опоры.
Ответвления с использованием СИП нам не встретились.
Следует отметить, что подавляющее большинство домов в городах,
поселках и селах Луганской области – одноэтажные, и к каждому из них
реализовано ответвление от магистральной ВЛ-0,4 кВ. Можно сказать, что в целом по области
насчитываются многие и многие тысячи таких ответвлений, и многие из них выделяются либо своим
техническим состоянием, либо реализацией:
- используются разные сечения проводов (необязательно
обоснованно – просто такой был под руками);
- отсутствуют или имеются одна или несколько промежуточных опор;
- используются деревянные или ж/б опоры как с подпорками, так и без них;
- нередко встречаются подгнившие деревянные опоры;
- в качестве подпорок для опоры можно встретить ж/б трубы и стальные рельсы;
- фарфоровые изоляторы применяются различных типоразмеров;
- опоры встречаются с разным углом наклона от вертикали.
Бросается в глаза аварийное состояние ответвлений в поселках и селах. Так,
встретилась деревянная опора, поверхность которой соприкасается с фазным неизолированным проводом.
Очевидно в дождливую погоду здесь можно ожидать и потерю электроэнергии, и поражение током
человека, прикоснувшегося к поверхности опоры.
2.4. Обслуживание ВЛ.
Если ВЛ города Луганска и районных центров в целом находятся в
достаточно хорошем техническом состоянии, то ВЛ поселков и сел выглядят неухоженными. Об этом
свидетельствуют как выше упоминавшиеся факты (сильно покосившаяся опора, контакт
фазного провода с поверхностью деревянной опоры, заброшенные уличные светильники, множество
опор с отклонением от вертикали), так и другие:
- вырванные из деревянной опоры крюки с изоляторами, повисшие на
проводах и бьющиеся об опору под действием порывов ветра;
- болтающиеся обрывки стальных проводов ответвлений для заземления на опоре;
- сильно провисшие голые провода в пролете (иногда против их схлестывания к одному из них в
качестве груза прикреплены либо кусок кирпича, либо какой-нибудь металлический предмет – достойный
ответ Чемберлену с его «Торсадой»);
- нередки случаи прохождения ВЛ через густо заросшее дерево. Обнаружены случаи, когда дерево
выросло в основании опоры, вытянулось параллельно ей, ветвями уперлось в провода, и его высота
значительно превышает высоту опоры. Удивительно, как на такой линии еще есть напряжение?
- нумерация опор либо вообще отсутствует, либо видны нечитаемые
остатки цифр, нанесенных когда-то на опоре краской .
Все перечисленное выше говорит о том, что в поселках и селах энергетики либо вообще не
бывают либо бывают, но ничего не делают для улучшения технического состояния ВЛ.
Есть случаи вопиющего состояния ВЛ. Так, в одном из поселков по территории бывшего
рынка (сегодня от него остались одни руины) проходит действующая автомобильная
дорога, пересекаемая ВЛ-6 кВ. На одной из опор этой линии, стоящей рядом с дорогой, два фазных провода
закреплены на горизонтальной траверсе, выполненной из теперь уже прогнившего и почерневшего от
времени бревна. Эта траверса выскочила из основного узла крепления и с перекосом закреплена
петлей из проволоки к крюку на вертикальной стойке опоры. Даже если эта ВЛ обесточена, есть
большая вероятность отрыва траверсы от опоры.
3. Заключение.
В результате изучения состояния ВЛ-0,4 кВ в Луганской области (Украина)
можно сделать следующие выводы:
В целом, техническое состояние ВЛ-0,4 кВ в Луганской области
находится на низком техническом уровне. При этом характерно лучшее состояние ВЛ в областном центре и
заметно более худшее в других городах области и совсем неудовлетворительное состояние ВЛ
в шахтерских поселках и в селах области;
Большая разветвленность распредсетей области и некоторые технические решения,
принимавшиеся 20…40 лет назад при их строительстве (например, применение в больших объемах ж/б
опор, а также – многожильных неизолированных алюминиевых проводов различных сечений),
говорят о значительных объемах строительства распредсетей в области в предшествующие периоды.
Ни на одной из воздушных линий Луганской области не удалось найти
признаков применения более современной технологии с использованием самонесущих
изолированных проводов (СИП).
Низкий технический уровень на многих участках ВЛ в области
говорит об отсутствии у энергокомпании области и у электрических сетей городов и
районов области достаточных финансовых средств, необходимых для ремонта, реконструкции и
строительства новых воздушных линий.
P.S. Давая этот материал, мы хотели не просто показать, какое
состояние ВЛ в Луганской области, а мы хотели понять, что собой представляет сетевое хозяйство
региона, бывшего в СССР одним из наиболее густонаселенных и имевшего значительный
промышленный потенциал. Мы хотели бы понять динамику изменения этого состояния и поделиться с
участниками рынка и с потенциальными инвесторами своими выводами и впечатлениями об
увиденном. Возможно, найдутся такие, кто скажет: а зачем нам изучать Украину, когда у нас в России своих
хватает областей, где описанные вещи в сетях тоже не редкость? И возможно, они будут правы. Мы же
воспользовались представившимся случаем: будучи в поездке по Донбассу, решили осмотреть
тамошние воздушные линии. Уже потом подумали, что может быть, еще кому-то окажутся полезными наши
наблюдения.