Главная >
Аналитика >Статья 3
09.12.2004г.
Опыт применения технологии СИП в г.Воронеже
Статья подготовлена ЗАО «Воронежпроект» по результатам
собеседования с ведущими специалистами
МП «Воронежская горэлектросеть»
Муниципальное предприятие «Воронежская горэлектросеть» начало внедрять технологию самонесущих изолированных
проводов (СИП) при реконструкции городских линий электропередачи с 1996 г.
Оценив преимущества линий с СИП перед голыми проводами, горэлектросеть монтировала ежегодно до 40 км. На конец 2004 г.
в Воронеже смонтировано около 300 км.
По словам специалистов горэлектросети, те участки, где смонтированы СИП, практически перестают их беспокоить,
несмотря на неблагоприятные погодные условия, периодически проявляющиеся в данном регионе (ураганы, метели, снегопады и т.д.).
Были случаи, когда поваленные сильным ураганом деревья падали на линию с СИП, однако никаких повреждений в системе
электроснабжения городских объектов не происходило. В то же время был случай гибели человека в том месте, где был обрыв голого
фазного провода. Провод упал в лужу с водой, и проходящий мимо человек получил смертельный удар током. Линия с СИП в этом
случае, даже если бы лежала в воде, смогла бы обеспечить безопасность для людей.
В качестве основной системы СИП в Воронеже была выбрана «французская» типа «Торсада» с несущей изолированной
нейтралью.
В начальный период работ по модернизации городских линий электропередачи применялся провод зарубежного производства.
Затем, когда СИП освоили отечественные заводы, стал применяться провод производства «Иркутсккабеля». Применялся и провод
производства «Севкабеля», однако его монтаж показал, что нулевой провод, имеющий стальную жилу, очень быстро
приводит в негодность монтажный инструмент, поэтому от этого провода пришлось отказаться.
Для крепления СИП применялась арматура таких зарубежных производителей, как Simel и Niled (Франция).
Рассматривалась также арматура фирм Sicame (Франция) и Ensto (Финляндия). Арматура первой практически не отличалась от
арматуры , а у Ensto арматура выделялась своей высокой стоимостью, поэтому больше вообще не рассматривалась. Однако, при всех
положительных моментах применения технологии СИП, в процессе монтажа и эксплуатации специалистами
горэлектросети были выявлен и ряд недостатков, касающихся арматуры крепления СИП и монтажного
инструмента. К таким недостаткам можно отнести следующие.
Арматура.
1. По мнению главного инженера «Воронежской горэлектросети» Кравцова С.И.,
импортная арматура для СИП очень дорогая. По его мнению, применение черного литья с цинковым покрытием
вместо цветного для кронштейнов основных зажимов (анкерный и поддерживающий кронштейны изготовлены из алюминиевых
сплавов) гораздо снизило бы их стоимость.
Некоторые элементы арматуры можно было бы упростить до минимума без потери их функциональных свойств, что
также могло бы привести к удешевлению арматуры. Так, например, вместо подвижного фиксатора, установленного на
поддерживающем зажиме в центральной его части, выполненного в виде шарнирного колена, мог бы быть применен
обыкновенный пластмассовый бандаж (ремешок).
2. Заместитель начальника воздушных линий «Воронежской горэлектросети» Ткачев В.В.
отмечает конструктивные недостатки импортной арматуры. К таким недостаткам можно отнести:
- отверстия в кронштейнах, которые сделаны под болты М14 или М16. Такие кронштейны
очень трудно крепить к стене с помощью отечественных дюбелей, рассчитанных на применение болтов
с максимальным размером
- увеличенное первое ребро жесткости на корпусе анкерного зажима EA 1500 (Simel)
со стороны крепления гибкого элемента очень мешает во время монтажа;
- анкерный зажим EA 1500 (Simel) надежно фиксирует несущую нейтраль сечением 35 мм.кв. и 50 мм.кв,
а при монтаже нейтрали сечением 70 мм.кв. надежность фиксации снижается;
- недостаточно надежным в прочностном отношении проявил себя зажим для проводов абонентов
РА 25 (Simel), корпус которого при больших нагрузках расходится, что снижает эффективность клинового зажима
провода. В этом смысле предпочтительней выглядит анкерный зажим DN 123 (Niled), имеющий несколько иную
конструкцию корпуса и клиньев;
- слабой оказалась скрепа А200 (Simel), которая при относительно больших
нагрузках расходится, снижая прочность узла крепления арматуры. В этом смысле гораздо предпочтительнее
выглядит скрепа NB 20 (Niled).
Хорошо себя проявила при монтаже и в процессе эксплуатации скрепа СМ
20 (Старинфо), с помощью которой, совместно с лентой ЛМ 20 (Старинфо), был смонтирован участок воздушной
линии с СИП на одной из улиц г.Воронежа. И скрепа, и лента получили хорошие отзывы специалистов «Воронежской
горэлектросети».
Инструмент
Основными недостатками монтажного инструмента можно назвать следующие:
1.Дороговизна, как и в случае с арматурой. Удручает отсутствие отечественных
аналогов.
2.Малый срок службы. Особо этот недостаток касается лентонатяжителя винтового типа, резьба на винте
которого стирается в течение одного года и при дальнейшей эксплуатации не обеспечивает достаточные усилия при затяжке
узлов крепления.
Также быстро выходят из строя ножи для снятия изоляции (срок службы – до одного
года).
Общие выводы
Исходя из восьмилетнего опыта внедрения и эксплуатации технологии СИП в
городских сетях г.Воронежа, специалистами «Воронежской горэлектросети» были сделаны выводы:
- применение технологии СИП на городских воздушных линиях себя полностью оправдывает, поскольку
она позволяет повысить их надежность и безопасность, а также в процессе эксплуатации снижает
издержки, связанные с обслуживанием линий,
- выявлены недостатки линейной арматуры для СИП, которые следует учитывать, основным из которых
является ее высокая стоимость,
-отечественная промышленность, кроме самих проводов, по качеству не уступающим зарубежным аналогам,
должна обеспечить потребителей простой, дешевой, но достаточно надежной и не уступающей по своим
функциональным свойствам линейной арматурой, а также инструментом для монтажа воздушных линий с СИП.